вторник, 18 декабря 2007 г.

Темная сторона поведения на работе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, и как избежать этого

Темная сторона поведения на работе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, и как избежать этого Эта книга открыла меня самому себе с новой стороны :). Где-то треть своего рабочего времени я потратил на CWBs — Contrproductive Work Behaviors — контрпродуктивную деятельность. Видам такой деятельности, ее причинам, а также возможным вариантам ее предотвращения и посвящена книга «Темная сторона поведения на работе».

Уверен, и вы, уважаемые читатели, тоже занимались CWBs ;-) С точки зрения авторов книги к контрпродуктивной относится любая деятельность, не только не приносящая прибыль компании в краткосрочной или долгосрочной перспективе, но и зачастую наносящая ущерб. Вы наверняка звонили с рабочего телефона по личным вопросам, или утаскивали канцелярские принадлежности с работы домой, или сидели в Интернете в разгар рабочего дня, или опаздывали на работу, или уходили раньше, обедали вместо положенного часа целых два или три часа (мое любимое занятие на последнем месте работы :), использовали служебную машину, чтобы отвезти старый диван на дачу, не прикладывали должных усилий, чтобы сделать работу хорошо (или просто ничего не делали) — все это CWBs. Хотя бы раз каждый из нас делал это.

Это, конечно, цветочки, по сравнению с более серьезными проявлениями CWBs — воровством, агрессией по отношению к коллегам (Игорь, прости, что я тогда послал тебя на х… Но ты сам напросился ;-) и клиентам, порчей оборудования, забастовками, передачей секретных данных конкурентам, доносами на компанию или отдельных сотрудников в государственные органы или прессу.

Авторы иногда перегибают палку в желании определить контрпродуктивную деятельность. Конечно, это мой личный взгляд (CWB-рецидивиста :), но, например, я не вижу ничего плохого в том, чтобы задержаться на обеде (прихватив с собой всю команду), если от этого не зависит чужая работа. Пообедать без спешки — всегда лучше, чем торопиться. И вообще, в таких вещах, как мне кажется, лучше всего руководствоваться здравым смыслом. К сожалению, как отмечают авторы, здравый смысл у каждого может быть свой собственный (а у некоторых личностей он может быть совсем даже не здравым, а с психическими отклонениями).

В книге очень подробно (авторы, похоже, профессора психологии, судя по дотошности, повторениям и некоторой наивности) рассмотрены различные аспекты темной стороны поведения на работе. Главный вопрос, который интересует авторов — что нужно сделать, чтобы предотвратить негативное поведение.

Можно поставить кучу камер наблюдения и жесткую охрану, чтобы не воровали. Украсть будет сложнее, но кому надо, все равно украдет, а всем остальным придется испытывать большие неудобства. Вы летали в самолетах последнее время? Это же задница какая-то, когда нужно снять обувь, а потом вылавливать ее из сканирующей машины где-то метров через десять вперед по проходу. Особенно сильно это смотрится в «отстойнике» какого-нибудь большого аэропорта — очереди людей с ботинками в руках. И сотрудники, которых на выходе с работы обыскивает охрана, тоже не будут рады. Воровать, возможно, станут меньше, но и лояльность тоже упадет, а вместе с ней и эффективность работы.

Любые другие запретительные меры работают не лучше. Помню, когда на моем последнем месте работы (после какой-то крупной кражи) ввели усиленную охрану и пропускной режим, мне сразу захотелось послать эту работу подальше, потому что раз охрана — значит, мне не доверяют.

Конечно, не все сотрудники сразу же ринутся увольняться или крушить компьютеры, как только произойдет что-то негативное, но осадочек останется. И он будет копиться с каждым «плохим» событием. Не дали премию: +2 к недовольству. Повысили полное ничтожество, а не меня: +5. Начальник на меня накричал: +7. Да еще и не по делу: +5. И когда недовольство сотрудника достигает некоторого уровня, начинается CWB.

Если вы не смотрели фильм “Office Space” — рекомендую, там все предельно наглядно показано :).

Что же с этим можно поделать? Авторы книги после всесторонних исследований пришли к выводу: бороться с CWBs можно, но это очень дорого, поэтому самый оптимальный путь — предотвратить его, повышая лояльность сотрудников.

лазать по трубе, чтобы развлечься и оставить следы на стене В этом я с ними полностью согласен. Когда лояльность сотрудника высока, он не будет воровать, портить мебель, выцарапывая неприличные слова, лазать по трубе, чтобы развлечься и оставить следы на стене :). Напротив, он будет делать все от него зависящее, чтобы работать хорошо, и, даже, может бесплатно выполнять ту работу, которую он по контракту делать не должен. бесплатно выполнять ту работу, которую он по контракту делать не должен

Остается вопрос, как повысить лояльность сотрудников? Во-первых, считают авторы, нужно более тщательно подходить к отбору кандидатов при приеме на работу, чтобы не нанимать тех людей, которые плохо подходят компании, как с точки зрения навыков, так и с точки зрения корпоративной культуры. Во-вторых, компания (в лице менеджеров) должна быть максимально честной по отношению к сотрудникам, потому что, в противном случае, сотрудники очень скоро перестанут быть честными по отношению к компании. Это касается и предоставления обратной связи, и открытости важной информации, и четкого донесения необходимых ограничений (хорошо, когда они еще и не противоречат здравому смыслу).

В заключение книги авторы очень поэтично сравнивают компанию с садом — если за ним ухаживать, пропалывать, удобрять — он будет цвести и пахнуть, а если забыть и забросить — порастет сорняками, которые не дадут никакой жизни плодово-ягодным культурам (т.е. вашим замечательным сотрудникам :).

«Одна из наиболее важных рекомендаций: определить ожидания людей по поводу того, каких результатов позволяют добиться прилагаемые усилия».

Вообще, эта книга — отличное теоретическое дополнение к моей хулиганской книге о мотивации, которая, как я сейчас могу судить, сплошной пример того, как отсутствие здравого смысла убивает энтузиазм и приводит к контрпродуктивной деятельности.

И ведь люди, которые проявляют те или иные стороны CWBs, совершенно не считают себя виноватыми — это месть за говноменеджмент и плохое отношение. Помню, как, работая на одной работе, я с большим удовольствием еженедельно распечатывал на офисном принтере программку телепередач, потому что эти злые люди не хотели поднять мне зарплату, а еще брал каждый день несколько пакетиков бесплатного чая и чувствовал, что равновесие хоть немного, но восстанавливается.

Бесполезно обвинять сотрудников том, что они вредят деятельности компании. Лучше поискать причины в управлении и в людях у власти. Они (причины), наверняка, именно там.

Достоинства: всестороннее исследование темной стороны поведения, дельные советы.
Недостатки: плохой перевод, много повторений, куча ошибок — а был ли корректор?

Адриан Фернхам, Джон Тейлор «Темная сторона поведения на работе. Как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас, и как избежать этого», 2005, Баланс Бизнес Букс, ISBN 966-8644-48-4.
Adrian Furnham, John Taylor “The Dark Side of Behaviour at Work. Understanding and avoiding employees leaving, thieving and deceiving”, 2004, Palgrave McMillian, ISBN 1-4039-3577-7.

P.S. Менеджерам, в команде которых случается или процветает контрпродуктивная деятельность, хочу порекомендовать еще несколько книг:

P.P.S. Благодарю издательство «Баланс Бизнес Букс» за предоставленную книгу.

Комментариев нет: