вторник, 4 сентября 2007 г.

Человек-человек

Человек-человек Этот пост будет не очень честным по отношению к вам :) Книга, о которой я хочу рассказать, хоть и была издана тиражом в 100 000 экземпляров, но было это в 1979 году. Так что сейчас вы ее вряд ли где-то найдете. Но, если хотите, могу дать почитать :)

Фактически, книга посвящена человеческому фактору в организационных (сложных) системах. Автор — Геннадий Воробьев — пишет об управлении, мотивации, обратной связи, обучении, организационной психологии, рабочем времени. Причем вопросы, которые он ставит и пытается дать на них ответ, фактически те же самые, что можно найти в современных книгах по управлению.

Читать эту книгу было очень странно. В 79-ом мне было два года, и у меня сохранились довольно смутные воспоминания о том времени. Помню пленумы ЦК КПСС по телевизору, красные флаги на демонстрациях… И еще помню, как разрисовал восковыми мелками холодильник, за что мне вставили по полной :)

Однако оказывается, вопросы эффективного управления уже тогда волновали умы советских ученых. Так, например, автор поднимает вопрос о шуме, физическом (действующем на уши и прочий организм) и семантическом (отвлекающем сознание), а также о его влиянии на производительность труда. А еще он пишет о рекламе. Вы помните, чтобы в те годы была реклама? Я, похоже, совершенно упустил ее из виду — ничего такого не помню.

Еще один интересный момент — организационное психологическое тестирование, с помощью которого можно достаточно точно определить ту область деятельности человека, в которой он может максимально раскрыться. Учитывая, что ни в школе, не в университете ко мне ничего подобного не применяли, идеи автора потонули в обычном бюрократическом болоте. А жаль.

Вообще было бы очень интересно узнать об авторе этой книги сейчас. Конечно, почти тридцать лет прошло, но вдруг… Кто-нибудь слышал о нем что-нибудь?

Достоинства: вечные организационные вопросы, интересная форма изложения с диалогами и лирическими отступлениями.
Недостатки: отдельные места в книге явно устарели.

Геннадий Григорьевич Воробьев «Человек-человек», 1979, Эврика

P.S. Я нашел в сети еще несколько его книг, но там конкретно этой нету.

Комментариев нет: