четверг, 20 сентября 2007 г.

Лидер и самообман. Как выбраться из собственной скорлупы

Лидер и самообман. Как выбраться из собственной скорлупы Есть книги, которые сильно повлияли на мое восприятие себя и окружающего мира. Эта — одна из них. Так бывает: сначала ты понимаешь какую-нибудь вещь, потом к этому знанию добавляется что-то еще, какой-то новый аспект. И так раз за разом как будто открываешь карту — белый лист постепенно заполняется цветными фрагментами.

Особенно сильный эффект бывает тогда, когда внезапно соединяются два «островка» на этой карте. Первоначально они могут быть очень сильно разнесены друг от друга — один далеко на севере, другой где-то на юго-востоке. Но потом вспышка осознания склеивает их воедино, и оказывается, что островки были гораздо ближе. Да что там, они, в сущности, единое целое!

У этой книги нет автора, вернее в качестве автора здесь написан Институт Арбингера. Как сказано в преамбуле, книга — первая фаза «трехфазной системы достижения результата Results System». Подумав об очередном патентованном подходе: «Остальные фазы, наверно, закрыты и только за большие деньги», я, с некоторым предвзятым отношением, начал читать.

Суть книги проста.

Практически все люди занимаются самообманом. Самообман начинается с «предательства себя», когда мы отказываемся от своих естественных желаний по отношению к другим людям и окружающему нас миру. Например, дождливой ночью я еду с работы на машине и вижу на обочине голосующего человека. Мое первое желание — остановиться, чтобы подвезти его, потому что дождь, поздно — транспорт не ходит. Если я так и делаю — мои действия не противоречат моему первоначальному порыву. Но на деле бывает по-другому :) Я начинаю думать: «У меня на переднем сиденье так удобно лежит сумка — нужно будет ее убрать… А что если он пьяный, вонючий и грязный?». И проезжаю мимо. Это и есть предательство себя.

Предав себя, я тут же начинаю придумывать оправдания, чтобы казаться самому себе хорошим: «Да он, наверняка, пьяный. А раз пьяный, точно вонючий. Еще наблюет мне в машине или чего похуже. А ну как вообще бандит? Приличные люди в такую погоду дома сидят». Занимаясь таким самообманом, я загоняю себя в «скорлупу».

Скорлупа (в оригинале Box) — то, что не дает нам адекватно оценивать себя, окружающих и ситуации, в которых мы находимся. Это очень хитрая штука. Во-первых, она сама себя подпитывает, заставляя все больше зацикливаться на себе любимом. Во-вторых, она еще и распространяется как вирус — окружающие нас люди тоже начинают залезать в скорлупу. В–третьих, если ее сразу не сбросить, она может крепко прирасти к нам и заменить нашу настоящую сущность.

Что самое неприятное — подавляющее большинство людей сидят в скорлупе.

Читая про самообман и скорлупу, я сразу подумал про «собственную важность» из книг Кастанеды. Фактически, собственная важность и вызывает то, что мы занимаемся самообманом. Думаем, что мы лучшие, а в других видим только плохое. Просто создаем себе новую картину мира и забываем, что он совсем не такой. Зацикливаемся на самих себе.

Но есть способ выбраться из скорлупы — надо просто «перестать противостоять другим людям». Я бы даже сказал — надо перестать противостоять этому миру. Воспринимать события не как наказание (или, наоборот, поощрение), а как просто события — не давать им оценки по шкале «плохо-хорошо». Действовать безлично.

Я очень хорошо понимаю, о чем эта книга, но, тем не менее, сам часто занимаюсь самообманом. Недавно я писал про книгу Тома Питерса «Основы. Талант» и там приводил пример того, как однажды кинул одну компанию. Вот, что я там написал (цитирую целиком, чтобы было понятнее, о чем я):

«

Однажды я делал систему управления проектами для одной компании. Проект был не слишком интересным, но и не особо сложным, к тому же за него платили неплохую почасовую оплату. Я делал его в одиночку (первый минус менеджеру), на платформе, которую использовал первый раз (второй минус менеджеру), работая удаленно (никаких минусов :) Сначала все шло хорошо — проект продвигался, но в определенный момент я уперся в типичную проблему: мне пришлось думать о слишком многих вещах сразу. К тому же у меня постоянно возникали заморочки с платформой. Я начал отставать от графика.

Руководство начало злиться и выражать свое недовольство. Это продолжалось две недели по возрастающей. В какой-то момент я понял, что больше не хочу работать с этими людьми. И ушел в полный оффлайн: не отвечал на письма, звонки и сообщения по аське. Они целую неделю пытались достать меня, но у них ничего не вышло.

Я даже оставил им деньги за последние две недели работы, понимая, что фактически подставил их перед их собственными заказчиками. Я был уверен, что не ошибся. Уверен и сейчас :) Жизнь слишком коротка.

»

Как вы думаете, что это? Да, это типичный самообман. Найдя проблемы у других, я старался не замечать их в себе. На самом деле, если быть честным, проблема была только во мне. Мне было по большому счету насрать и на проект, и на компанию. Подписывая контракт, я купился на неплохую оплату и возможность работать удаленно («десять баксов-то не лишние» :)

Другое дело, что ведение проекта и организация работы позволила мне сделать то, что я сделал. И причина этого, возможно, кроется как раз в том, что и остальные участники этого события были в своей скорлупе. Книга, к сожалению, не дает мне сказать об этом точно. Наверно, мне нужно подумать на эту тему и попробовать применить то, что я узнал, на практике. Если что-нибудь выясню, обязательно расскажу :)

А еще мне было бы очень интересно узнать подробнее об остальных фазах «трехфазной системы достижения результата Results System» (первая фаза, как я понял, это знакомство с теорией, осознание своей скорлупы и ее влияния на жизнь, а также попытка действовать вне ее). О том, как применять «действие вне скорлупы» для организации эффективных бизнес-процессов и вообще успешной компании.

Достоинства: еще один ценный кусочек пазла карты этого мира; отличная форма подачи информации в виде рассказа; материал можно испробовать здесь и сейчас и получить мгновенные результаты; хороший перевод; цена (на Озоне 80 рублей — это стало определяющим фактором того, что я купил незнакомую книгу, которая непонятно зачем мне может понадобится — я же такой крутой лидер, гы :)) позволяет легко купить целую коробку этих книг на весь отдел или на всю компанию — она того стоит.
Недостатки: цена повлияла на выбор газетной бумаги.

Институт Альбингера, «Лидер и самообман. Как выбраться из собственной скорлупы», Вильямс, 2007, ISBN 5-8459-1049-8
The Albinger Institute, “Leadership and Self-Deception. Getting out of the Box”, Berret-Koehler Publishers, Inc., 2002, ISBN 1576751740

3 комментария:

JaGoTerr комментирует...

Буквально на днях начал читать эту книгу. И уже по первым главам могу сказать, что она стоит потраченного на неё времени. Более чем. Книга отличная.

Stas Davydov комментирует...

Угу :)

Интересно, когда выйдет продолжение.

JaGoTerr комментирует...

Кстати, в недостатках я бы указал то, что местами книга очень размазана, есть многократные повторения одних и тех же мыслей, чуть ли не путём перестановки слов в предложении.