понедельник, 3 сентября 2007 г.

Маверик. История успеха самой необычной компании в мире

Маверик. История успеха самой необычной компании в мире Компания, в которой сотрудники сами выбирают себе начальство, определяют зарплату, график работы, формируют рабочее место. Без иерархической структуры. Компания, основанная на здравом смысле и доверии, а не на жестких предписаниях.

Думаете, это возможно?

Бразильская компания Semco — наглядный тому пример. 20 лет работы — прекрасное подтверждение, что компания, основанная на демократических принципах, может быть успешной.

Компании, диктующие своим сотрудникам правила, автоматически создают отношения «взрослый-ребенок» (подробнее об этом можно прочитать в книгах Эрика Берна «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди»). Со всеми вытекающими последствиями.

Если компания определяет, когда я должен приходить на работу, или во что должен быть одет, значит, она не считает меня достаточно взрослым, чтобы самому принимать такие решения. Если я чувствую, что со мной обращаются как с ребенком, и мне это понравится или я к этому привыкну, я не буду вести себя как взрослый человек, т.е. принимать ответственность за свои действия. Компания от этого огребет по полной :)

В компании СтарСофт, откуда я недавно уволился, в целом, достаточно свободно. Но отношения «взрослый-ребенок» проскакивают довольно часто. У нас не было дресс-кода, но перед приездом высоких гостей от заказчиков, один из топ-менеджеров компании Александр Поздняков присылал всем сотрудникам письмо с просьбой воздержаться от сомнительных нарядов.

Блин, если мне не доверяют выбирать свою одежду, так какого черта я разрабатываю программные продукты стоимостью в миллионы долларов???

Компания Рикардо — не такая.

(Кажется, я уже пишу рецензию не на книгу, а на компанию :) Еще один классный момент — по мере роста компания Semco «почковалась», выделяя полностью автономные компании, состоящие из своих бывших сотрудников. При том, что Semco помогала таким компаниям встать на ноги, она не требовала для себя каких-то исключительных условий и не создавала ограничений. «Компании-спутники» могли работать с кем угодно, в том числе и с конкурентами Semco. Таким образом компания достигла поразительной гибкости, а также смогла пережить сильнейшие экономические кризисы в Бразилии.

Книга Рикардо Семлера — это, фактически, биография человека, который сделал со своей компанией то, во что верил. Долгий путь от классической жесткой иерархии, которую Рикардо получил, когда стал руководить компанией своего отца, до необычайно гибкой структуры управления. Реальный пример — очень ценная штука.

Что мне еще понравилось в книге — рассказывая истории, автор не стесняется называть людей полными именами, в каком бы контексте он о них не писал. От этого рассказ становится гораздо более живым и личным.

Кстати, есть еще одна книга о компании, которая во многом похожа на Semco — «Мотивация в стиле ЭКШН» Клауса Кобьелла. Других таких компаний я пока не знаю.

Я с удовольствием рекомендую эту книгу каждому. Не уверен, что до всех дойдет, и уж точно у многих будут отговорки вроде «Это, конечно, круто, но не для моей компании, потому что…». Но я уверен, что вещи, о которых пишет автор, работают. И не только в Бразилии. К некоторым из них я пришел самостоятельно и применял их в своей работе (насколько позволяли мои полномочия).

И еще, я бы хотел работать в такой компании, как Semco. В России есть такие компании?

Достоинства: классный пример здравого смысла в бизнесе, качественное издание, легкий язык.
Недостатки: не обнаружено.

Рикардо Семлер, «Маверик. История успеха самой необычной компании в мире», 2007, Добрая Книга, ISBN 978-5-98124-172-7
Ricardo Semler, “Maverick. The Success Story Behind the World’s Most Unusual Workplace”, 1995, Grand Central Publishing, ISBN 0446670553

P.S. У этой книги есть продолжение: «Выходные всю неделю. Бросая вызов традиционному менеджменту» (пока еще не вышла на русском).

Комментариев нет: